Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

XIV в. складывается классический тип новго­родского храма, представленный церквами Федора Стратилата (1360—1361) и Спаса на Ильине улице (1374), имеющими совершенно новый облик. Неодно­кратно перестраивался в XII — XIV вв. нов­городский детинец (кремль). В 1335 г. началось строительство стен и башен внешнего пояса укреплений.

Живопись в Новгороде до­стигла очень высокого подъема. Новгородские фрески XIV в. отличаются эмоциональной на­пряженностью, смелой трактов­кой движения, свободой живо­писного исполнения. Примеча­тельны по силе внутренней взволнованности фрески церк­ви Спаса на Ильине улице, выполненные обрусевшим уро­женцем Византии Феофаном Греком (см. ст. «Искусство Ви­зантии»), а также фрески церк­вей Федора Стратилата и Успе­ния на Волотовом поле.

Иконопись Новгорода пере­жила высший расцвет в XV в. Контрастное сопоставление чис­тых, ярких цветов, особенно красного и белого, придает колориту новгородских икон особую напряженность. Им при­сущи также лаконизм компози­ции, обобщенность и выразительность силуэтов. Иной раз в иконные ком­позиции проникают живые реалистические сценки («Деисус с молящимися новгородцами», 1467), а в миниатюрах рукописей орнамент нередко сочетается с юмо­ристическими и бытовыми изображениями. Новгородскому искусству во многом близка художественная школа Пскова, также избе-

Дмитриевский собор во Владимире и его декоративное убранство. 1193—1197.

221