Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Успенский собор во Владимире. 1158 —1161. Расширен в 1185 — 1189.

шены декоративными колонками, каменной резьбой и фресками. Среди доныне сохра­нившихся фресок можно увидеть работы замеча­тельного художника Древней Руси Андрея Руб­лёва (см. ст. «Андрей Рублев»).

В 1158—1165 гг. создается дворцовый ан­самбль в Боголюбове, а неподалеку, на реке Нерли, воздвигается в 1165 г. церковь Покрова Богородицы — один из лучших памятников русской архитектуры (см. илл., стр. 240—241). Стройность, легкость и компакт­ность, а также подчеркнутая вертикальность всех линий делают этот храм необычайно изящ­ным и устремленным ввысь. Декоративные дета­ли и резные украшения оживляют белокамен­ную поверхность стен.

В сходном по типу одноглавом четырехстолпном Дмитриевском соборе во Владимире (1193—1197) больше массивности. Собор входил некогда в состав княжеского дворца и торжественностью своего облика сви­детельствовал о могуществе заказчика — князя Всеволода III (1176—1212). Стены собора богато украшены резными рельефами. Среди изобра­жений святых, растений и зверей помещен портрет князя с сыновьями, есть и фольклорные образы. Все это сообщает облику здания зем­ной, жизнеутверждающий характер. Композиция рельефов нередко напоминает народные вышивки, а их обработка — деревянную резь­бу. Владимирские соборы — образец органи­ческого слияния скульптуры с архитектурой.

Дмитриевский собор был также расписан фресками. В иконах этой эпохи проявляется тонкое колористическое мастерство. Образы святых нередко наделяются чертами русских людей (иконы «Знамение», начало XIII в., «Дмитрий Солунский», конец XII — начало XIII в.),

В XIII в. татаро-монгольское нашествие прервало блестящее развитие владимиро-суздальского искусства, но его художественные достижения и вдохновлявшие его идеи объеди­нения Руси подхвачены и развиты позднее искусством Москвы.

Совсем иным было искусство Новгорода и особенно новгородское зодчество начала

XII в. В нем усиливается проявившееся уже в новгородском соборе Софии стремление к строгости и лаконизму форм. Собор Антониева монастыря (1117) и особенно суровый и мощный Геор­гиевский собор Юрьева мона­стыря (1119, мастер Петр) — характерные памятники новгородской школы.

В середине второй половины XII в. культура Новгорода, ставшего в 1136 г. феодальной рес­публикой, делается более демократичной (см. т. 8 ДЭ, ст. «Господин Великий Новгород»). В художественных вкусах новгородцев прояви­лась их любовь ко всему строгому, простому, но сильному, мужественному и выразитель­ному. В XII в. многочисленные каменные хра­мы сооружались обычно на средства городских общин, бояр или купцов. Это небольшие одно­главые постройки кубического типа с тремя апсидами. Новгородские строители не стреми­лись к геометрической правильности. Кривиз­ной линий, неровностью плоскостей они под­черкивали осязаемость стен, мощь массы. Мо­нолитные объемы их построек достигают почти скульптурной пластичности. Внутри эти храмы предельно просты. Типичные постройки такого рода — церкви Георгия в Старой Ладоге (вторая половина XII в.) и Спаса на Нередице (1198). Фресковая роспись этих церквей примечательна суровой мощью образов.

Географическое положение Новгорода по­могло ему в период татаро-монгольского наше­ствия избежать разорения и сохранить незави­симость, победа над шведами и ливонским орденом усилила его могущество.

Каменное строительство, приостановленное военными событиями, оживляется в конце

XIII в. Но храмы этого периода имеют уже иной вид, чем раньше. Во второй половине

220