Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

сочны, полны неиссякаемой фантазии картины Ивана Генералича (р. 1914). Его произведения «Олень в лесу», «Похороны Стефана Халечека» отмечены тонкой наблюдательностью.

ИСКУССТВО НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АЛБАНИИ

Древнейшие памятники изобразительного искусства в Албании, возраст которых исчис­ляется тысячелетиями, восходят к иллирийс­кой, античной и византийской культурам. На территории Албании были расположены цент­ры античной цивилизации — города Бутринт (Буфорт; основание этого города, воспетого Вергилием в «Энеиде», легенды связывают с падением Трои) и Аполлония (VI в. до н. э.).

Значительного успеха изобразительное ис­кусство достигло в Албании в эпоху Ренессан­са. Необычайно интересны фрески замечатель­ного художника Онуфрия из Неокастра (Эльба-сана), найденные в церквах деревень Шельцан и Валеш (помечены 1554 г.),

В период многовекового турецкого ига в истории албанского изобразительного искус­ства наступает длительный застой (см. т. 8 ДЭ, ст. «Георгий Кастриоти Скандербег»), вызванный общим упадком культурной жизни страны. Лишь во второй половине XIX в., в эпо­ху национального возрождения, в стране появ­ляются первые художники — живописцы Ндоц Мартини и Коль Идромени. Их творчество было глубоко демократичным и реалистическим. На­писанные ими портреты, пейзажи и картины на исторические темы проникнуты любовью к родине, к ее простым труженикам-крестьянам, к ее скупой, но своеобразной природе.

Реалистические традиции К. Идромени и Н. Мартини были широко использованы ал­банскими живописцами XX в.

Подлинным певцом пейзажа своего родного города Корчи стал выдающийся албанский пей­зажист Вангюш Мио (1891—1957). Яркие по­лотна создали художники Наджмедин Займи (р. 1916), Камиль Грезда (р. 1918), Коль Кодели (р. 1918), Абдулла Эмини (р. 1920) и другие. Они

Вангюш Мио. Улица в Корче. 1920-е годы. Холст, масло. Галерея искусств. Тирана.

посвятили свои картины национально-освобо­дительной борьбе албанского народа во время второй мировой войны («Рассказ о нацио­нально-освободительной войне», «Беженка» Н. Займи; «Партизанский отряд в походе» К. Грезды; «Подпольная листовка» А. Эмини), а также рядовым албанским труженикам: кре­стьянам и рабочим. (Все эти картины находятся в музее в Тиране.)

В последнее десятилетие широкое распро­странение получила в Албании монументаль­ная скульптура. Албанцы украшают свои города и села памятниками героям национально-осво­бодительной борьбы или деятелям культуры и литературы. Особенно удачны памятники Национальному борцу в Корче, народному герою Войо Куши и крупнейшему албанскому поэту эпохи нацио­нального возрождения Наиму Фрашери в Тиране работы Одисе Паскали (р. 1903).

В 1968 г. в Тиране на площади Скандербега установлен памятник работы скульпторов Одисе Паскали, Андреа Мано, Янача Пачо выдающемуся албанскому полководцу XV в. Георгию Кастриоти Скандербегу в ознаменова­ние пятисотлетия со дня его смерти.

В Албании с древних времен до наших дней процветает прикладное искусство (вышивки, национальные костюмы, ковры и т. д.), отли­чающиеся, необычайно яркой и выразительной гаммой красок.

РУССКОЕ ИСКУССТВО

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

Искусство Древней Руси охватывает не­сколько веков — от времен Ярослава Мудрого до эпохи Петра I.

У своих истоков древнерусское искусство было тесно связано с предшествовавшей ему культурой восточнославянских племен, кото­рые, в свою очередь, унаследовали многие ху­дожественные традиции скифо-сарматского ми­ра и античных колоний Северного Причерно­морья (см. ст. «Искусство народов нашей Родины в древности»). Искусство древних славян уже в первых веках нашей эры было очень разнообразно. Утварь, оружие, одежда укра­шались орнаментами; магические статуэтки от­ражали языческие верования, почитание сил природы — солнца, земли, стихий и живот­ных. Славяне сооружали сложные комплексы жилых домов, крепости, храмы и погребальные постройки из дерева, камня, глины и земли. Велико было мастерство плотников и резчиков. К X в. искусство славян достигло высокого совершенства. Киевская Русь была в это время мощным и богатым государством, центром рус-

На фотографии: В. И. Суриков. Меншиков в Березове (фрагмент).

218