Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

искусства народов Востока хранится прекра­сная корейская ваза с изображением уток и плакучих ив, символизирующих юношескую любовь и верность.

Народные мастера Пхеньяна возродили бы­лую славу корейских лаков. С боль­шой теплотой и мастерством украшают они изделия из черного блестящего лака — короб­ки, ширмы, подносы, мебель — национальными узорами из разноцветного перламутра.

Тонкостью исполнения отличаются совре­менные работы вышивальщиц. Особенно хороши вышитые декоративные панно, на которых гладью цветными шелками вышиты цветы, птицы, пейзажи, народные сцены и т. д.

ИСКУССТВО РЕСПУБЛИКИ КУБА

Искусство «Острова Свободы» — солнечной Кубы — имеет давние национальные традиции. До сих пор сохранились на Кубе памятники материальной культуры древних индейцев.

В 1511 г. Куба была завоевана испанскими колонизаторами. Несколько веков ее искусство испытывало влияние испанской культуры (см. т. 8 ДЭ, ст. «Древние государства Америки и испанские завоеватели»).

На рубеже XIX—XX вв., после свержения испанского ига, происходит подъем националь­ного самосознания кубинского народа. Даже

порабощение страны Соединенными Штатами Америки не могло остановить этот процесс.

Родоначальником кубинской живописи XX в. считается художник Виктор Мануэль (р. 1897), воспевающий в своих полотнах кра­соту родной земли. К темам обыденной народ­ной жизни обращались художники Антонио Гатторно, Эдуардо Авела, Карлос Энрикес и другие.

Даже временное увлечение в 40—50-х годах абстракционизмом не могло заглушить реалис­тических основ кубинского искусства. Скульп­торы Хуан Хосе Сикре (р. 1898), Теодоро Рамос Бланко (р. 1902) и другие продолжали и в это время создавать реалистические произведения.

Увлечение модернизмом в архитектуре на Кубе удачно сочеталось с поисками националь­ных форм (архитекторы Антонио Кинтана, р. 1919, Акилес Капабланка, р. 1906, и др.).

Но в полной мере художественная жизнь Кубы оживилась только в 1959 г., после победы народной революции. В городах развернулось массовое строительство. На месте бывших тру­щоб вырастают целые жилые массивы. Строятся школы, больницы, спортивные и детские город­ки, бассейны. Типовое строительство на Кубе не исключает индивидуального характера архи­тектуры зданий. Это достигается благодаря различным деталям: лоджиям, галереям, бал­конам, а также разнообразным цветовым сочетаниям. Очень удачны комплексы зданий Университетского городка (на-

Гавана. Район Ведадо.

211