Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Ж. Кишфалуди-Штробль. Портрет Петёфи. 1952. Камень. Государственный музей

изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

всего отметить творчество старейшего скульп­тора Жигмонда Кишфалуди-Штробля (р. 1884). Штробль не только монументалист, но и очень хороший портретист; он создал глубокий образ великого венгерского поэта-революционера Шандора Петефи (1952). Интересно творчест­во скульптора Шандора Микуша (р. 1903). Среди его произведений и монументальные скульптуры, и статуэтки. Например, очень грациозна и динамична его статуэтка «Девоч­ка со скакалкой» (1955).

ИСКУССТВО ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

Искусство демократического Вьетнама тесно связано с борьбой народа за свободу и незави­симость (см. т. 10 ДЭ, ст. «Вьетнам»).

Рисунки крупнейшего художника старшего поколения То Нгок Вана (1906—1954) — прав­дивый реалистический рассказ о людях, в герои­ческих боях добывших себе свободу от гнета

французских империалистов и теперь строящих новую жизнь. Художник и сам был участником освободительной борьбы вьетнамского народа и погиб во время бомбежки.

Используя богатый опыт народных мастеров, вьетнамские художники создали новый жанр — станковую лаковую живопись. (Раньше лаковая живопись использо­валась исключительно в декоративных це­лях — для украшения различных изделий.) На специально подготовленных деревянных досках пишут лаковыми красками, добавляя золото, серебро, используя инкрустации пер­ламутром или яичной скорлупой (см. ст. «Ис­кусство древнего и средневекового Вьетнама»).

Художники Чан Ван Кан (р. 1910), Хоанг Тик Тю (р. 1914), Ле Куок Лок (р. 1918) и дру­гие мастера лаковой живописи создают реалис­тические картины, рассказывающие о новых успехах народа в труде, о его многолетней

Кораблик. Современная работа вьетнамских мастеров. Слоновая кость. Государствен­ный музей искусства народов Востока. Москва.

борьбе за независимость родины, о красоте род­ной природы с ее густыми зелеными джунгля­ми, бурными горными реками, морскими зали­вами и множеством островов.

Продолжает развиваться и традиционная живопись на шелке, которая не-

206