Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Э. А. Бурдель. Геракл, стреляющий из лука. 1909. Бронза. Национальная галерея. Прага.

«Голова Бетховена» (см. стр. 359) и «Геракл, стреляющий из лука». Его скульптуры энергичны по форме, их пластика, лепка обостренно динамична.

Майоль и Бурдель — ученики великого французского скульптора О. Родена — сыгра­ли важнейшую роль в создании нового реализма в скульптуре XX в. Мы знаем крупных ваятелей реалистического направления и в дру­гих странах: американского скульптора Эпстайна, немецких мастеров Кольбе и Кремера (см. ст. «Памятник узникам Бухенвальда»), чеха Штурсу, финна Аалтонена, итальянцев Мессину и Манцу,

Творчество Джакомо Манцу (р. 1908) очень интересно и своеобразно. В рельефе «Распя­тие с генералом» (1942, Рим, частное собрание) рядом с измученным, безжизненным •телом повешенного Христа стоит самодоволь-

ный генерал с немецкой каской на голове. Эта сцена вызывает в памяти страшные картины военного времени. В статуе «Большой кардинал» (1955, Венеция) Манцу пре­вращает реальный образ в оли­цетворение силы церкви, ее от­решенности от всего человече­ского. Вместе с тем скульптор создает и лирические произве­дения, умеет воспеть в женских образах красоту и грацию юно­сти:

Годы борьбы с фашизмом во время второй мировой войны определили творческую судьбу ведущих мастеров-реалистов французской и итальянской живописи. Среди них надо преж­де всего назвать имя итальян­ского художника Ренато Гут­тузо (р. 1912). В годы войны Гуттузо создает произведения, разоблачающие фашизм. Его картина «Распятие» (1941, собрание Р. Гуттузо), симво­лически рассказывающая о звер­ствах врага, вызвала гнев рим­ского папы, назвавшего худож­ника дьяволом. Гуттузо пишет портреты, пейзажи, натюрмор­ты, жанровые картины и истори­ческие композиции. Большое по­лотно «Битва на Ад­миральском мосту» (1951—1952, Милан) посвящено событиям прошлого Италии — походу войска Гарибаль­ди в период борьбы за объединение страны (см. т. 8 ДЭ, ст. «Гарибальди и его «тыся­ча»). Но Гуттузо связывает историю с со­временностью: участники похода Гарибаль­ди написаны с товарищей Гуттузо по антифа­шистской борьбе, партизан из отряда, носив­шего имя Гарибальди. На первом плане кар­тины, среди погибших в бою,— юноша, упав­ший с телеги. Его лицо — это автопортрет Гут­тузо. Этим художник как бы определяет свою позицию — он с теми, кто борется за правду и счастье. Художник-коммунист Гуттузо был на­гражден партизанской медалью и золотой ме­далью Мира за серию антифашистских рисунков. Гуттузо умеет рассказать о жизни народа, показав судьбу одного человека. В этом важ­ная особенность его искусства (например,

196