Золотой олень (украшение щита) из кургана близ станицы Костромской (Краснодарский край). VI в. до н. э. Государственный Эрмитаж. Ленинград.
Фигурный сосуд в виде сфинкса из Фанагории. Терракота. IV в. до н. э. Государственный
Эрмитаж. Ленинград.
Статуя Неокла, найденная в Анапе. II в. н. э. Мрамор. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
древнего города Горгиппии — обнаружена мраморная статуя Неокла, очевидно правителя города. Скульптору удалось передать на его лице задумчивость и легкую грусть — такое выражение лица характерно для портретов того времени. С помощью инструментов —
троянок, скарпелей, буравчиков — мастер II в. н. э. воссоздал и пышную шевелюру Неокла, и его завивающуюся в колечки бороду.
Отношение древних народов, населявших нашу Родину, к миру было глубоко поэтичным.
Даже на такие, казалось бы, обычные для обихода человека предметы, как чаши, блюда, вазы, древние художники наносили подчас очень выразительные рисунки на мифологические сюжеты. Археологи находят на юге нашей страны и фигурные сосуды. Так, в Ленинградском Эрмитаже хранятся сосуды для душистого масла, найденные в Фанагории. Один из них изображает сфинкса, другой — сирену, третий — пожалуй, самый красивый — богиню красоты и любви Афродиту. Она рождается из морской пены и показана между створками большой раковины. Нежные тона розовой и голубой красок сочетаются в этих сосудах с позолотой. Интересно, что краски хорошо сохранились, несмотря на то что древние сосуды пролежали в земле два с половиной тысячелетия.
Племена скифов находились на более низкой ступени развития, чем народы, населявшие города Северного Причерноморья и Кавказа (см. т. 8 ДЭ, ст. «Скифские курганы»). Постройки ранних скифов (VI — III вв. до н. э.) были примитивны, невелики по размерам, изготовлены из непрочных материалов — дерева, глины — и потому почти не сохранились. Зато дошли до нас оригинальные и своеобразные памятники их прикладного искусства: ножны мечей, зеркала, гребни, бронзовые и золотые пластинки, украшенные изображениями охоты, диких зверей. Эти рисунки отличаются схематичностью и обобщенностью форм и вместе с тем сложностью декоративных узоров. Их часто называют памятниками скифского звериного стиля. Человек в искусстве скифов появлялся редко, чаще это фантастические существа, составленные из различных реальных животных, обладавших качествами, к которым стремился сам человек,— силой, быстротой, ловкостью. В более поздний период в искусстве крымских скифов (первые века нашей эры) появляются новые черты.
В столице скифов Неаполе Скифском (окраина современного Симферополя) были найдены каменные сооружения и мавзолей скифского царя, росписи на стенах склепов, рельефы с изображениями скифских царей.
Прекрасные произведения искусства народов, населявших когда-то юг страны, можно увидеть сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, в музеях Москвы, Керчи, Одессы, Севастополя, Херсона, Николаева, Анапы и других городов СССР.
Древнее искусство Средней Азии
Необыкновенно изящны и своеобразны памятники древнего искусства, которые мы находим в наших среднеазиатских республиках.
На территории древнего государства Согд (VI—VII вв. н. э.), в городе Пянджикенте (современная Таджикская ССР), археологи обнаружили на стенах древних домов красочные изображения веселых пиршеств, жарких схваток воинов, скачек всадников...
Руины большого дворца с живописными изображениями торжественных
Ритон (рог) из Нисы (близ Ашхабада). II—I вв. до н. э. Слоновая кость. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
приемов у царя, батальных сцен и жертвоприношений были открыты и в Узбекской ССР близ Бухары, в селении Варахша.
Благодаря усилиям археологов достоянием нашей культуры стали и памятники таких древних государств, как Парфия, Хорезм, Бактрия (см. т. 8 ДЭ, ст. «В древнем Хорезме»). Еще в I тысячелетии до н. э. здесь воздвигались крепостные сооружения, дворцы, храмы. В музеях Ташкента, Самарканда, Бухары можно видеть очаровательные терракотовые фигурки, внушительные сосуды, украшенные разнообразными рельефами, драгоценные блюда и чаши, монеты с портретными изображениями местных правителей, богов и мифологических персонажей и много других предметов, сделанных умелыми руками древних мастеров.
ИСКУССТВО НАРОДОВ НАШЕЙ РОДИНЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Средневековое искусство Средней Азии
Средняя Азия — это удивительный мир, путешествие по которому — словно встреча со страной из «Тысячи и одной ночи». О ее средневековом прошлом, о ее богатой истории, культуре и быте могут рассказать ее великолепные здания, ни на какие другие не похожие, неповторимо своеобразные, как и природа и быт Востока. Самые прекрасные создания средневековой архитектуры находятся в Самарканде и Бухаре.
В конце XIV в. Самарканд стал столицей огромной империи Тимура. Тимур хотел сделать свою столицу самым красивым и грандиозным городом мира. Дворцы, мечети, мавзолеи, медресе, караван-сараи в Самарканде строили не только местные мастера, но и строители из всех покоренных Тимуром стран — Азербайджана, Ирана, Сирии, Индии, Хорезма и др. Лучшие памятники Самарканда XIV— XV вв. дошли до нас поврежденными, но их красота пленяет и в руинах.
Почти разрушена знаменитая соборная мечеть Биби-ханым (1399—1404), но и сейчас еще видны и изящество форм, и красочность отделки. Одна из легенд рассказывает, что мечеть построила любимая жена Тимура Биби-ханым к его возвращению из похода (отсюда и название мечети). Но в действительности мечеть построена по распоряжению Тимура, который сам следил за работами.
Невозможно рассказать о всем многообразии убранства мечети: здесь и фигурная кладка кирпича, и майолика, и мозаика, резной мрамор, и резная терракота. Мечеть Биби-ханым — настоящее чудо декоративного искусства, она поражает красотой и изобретательностью орнаментов и надписей, нарядным звучанием белых, голубых, желтых и синих красок. Бирюзового цвета купол венчает ее и как бы сливается с небом. «Купол был бы единственным, если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы Млечный путь не оказался ей парой», — писал о мечети один из современников.
Когда в 1403 г. скончался любимый внук Тимура наследный царевич Мухаммед-султан, Тимур велел построить парадный мавзолей. После смерти Тимура мавзолей становится усыпальницей и его самого, и его рода. Ныне
Развалины мечети Биби-ханым. 1399—1404. Самарканд.
Медресе Улугбека. 1417 — 1420. Самарканд.
116