Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Эккегард и Ута. XIII в. Камень. Скульптурная группа из собора в Наумбурге (Германия).

столбы, окруженные тонкими полуколонками, легко поднимаются вверх к освещенным окнам, которые мерцают в глубине храма разноцвет­ными витражами (см. ст. «Монументаль­ная живопись»). Проникая сквозь витражи, свет разноцветными бликами играет на полу, колоннах и арках собора.

Готические храмы щедро украшались произ­ведениями скульптуры. В готических статуях

ваятели пытались передать душевные пережи­вания своих героев, сделать более выразитель­ными позы и жесты фигур. Святые утрачивают былую строгость, становятся более похожими на земных людей. Скульпторы Реймского собора в образе богоматери подчеркнули ее жен­ственность и душевную красоту. Св. Иосиф на портале того же собора похож на га­лантного рыцаря. У него кокетливо закру­чены усы, в прищуренных глазах светится ум, на губах играет улыбка.

Немецкие скульпторы сделали попытку создать вымышленные портреты светских лю­дей. В немецком городе Наумбурге и поныне в городском соборе стоят двенадцать статуй донаторов, т. е. феодалов, пожертвовавших деньги на строительство собо­ра (ок. 1250). Правда, мастера, создавшие ста­туи, никогда не видели этих людей, так как те умерли за 200 лет до этого. Но каждую ста­тую безвестные скульпторы наделили ярким и индивидуальным характером. Здесь трусливый граф Дитрих, безвольный маркграф Герман со своей лукавой женой Риглиндой, мужест­венный воин маркграф Эккегард и его юная задумчивая жена Ута.

Среди статуй и рельефов готических соборов можно встретить изображения героев древних легенд и рыцарских романов, диковинных хи­мер, символические изображения месяцев.

Искусство средних веков было создано тру­дом многих поколений безвестных художников. Жадно тянулись они к познанию жизни, овла­девали мастерством. Но, подчиняясь автори­тету церкви, вынуждены были рассказывать о своих мыслях и чувствах в условных, отвле­ченных образах. Это ограничивало их творче­ство, сковывало развитие мастерства.

Однако искусство готики было полно внут­ренних революционных сил. Жизнь пробивалась в нем сквозь символы и отвлеченные понятия, которые утверждала церковь. Готика непо­средственная, предшественница искусства эпо­хи Возрождения (см. раздел «Искусство эпохи Возрождения»).