Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Ковер из собора в Байё (фрагмент). XI в. Франция.

Зодчие готических соборов были искуснее романских мастеров. Они научились делать своды храмов более легкими. Первоначально из камня выкладывали каркас свода. Затем промежутки между образующими каркас арка­ми (нервюрами) заполняли облегченными плитами камня. Укрепляли своды приставленны­ми к наружной стене опорными столбами — контрфорсами. Основание свода и контр­форс соединяли специальными упорными арка­ми — аркбутанами. Теперь не нужно бы­ло делать массивных стен. Поэтому готические архитекторы смело прорезали стены высокими окнами и широкими арками, которые имели стрельчатое (устремленное вверх) очертание. Да и сами здания стали значительно выше.

Готический стиль раньше всего сложился во Франции, а затем проник в Англию, Герма­нию, Чехию и многие другие страны Европы. Во Франции наиболее значительные соборы по­строены в Париже, Реймсе, Амьене, но самый совершенный среди них — собор в Реймсе.

Огромный по своим размерам Реймский собор (XIII — XIV вв.; см. илл., стр. 112—113) поражает величественностью за­мысла и дерзновенной смелостью тех, кто этот за­мысел осуществил. В едином неудержимом поры­ве здание устремляется ввысь. Вверх тянутся стрельчатые арки порталов, высокие окна. Чем выше поднимается взгляд, тем более легким становится здание, тоньше и ажурней каменная резьба. В легкое затейливое кружево сплетается

Конструкция готического собора: 1 — упорные арки (аркбутаны); 2 — опорные столбы (контрфорсы).

камень в центральном круглом окне — розе, в арках и арочках, в бесчисленных резных ба­шенках.

Изнутри собор производит не менее вели­чественное впечатление. Высокие стройные

110