стых местах среди густой зелени. Поднимаясь по крутым тропинкам, путники, еще не видя пагод, слышали нежный звон колокольчиков, подвешенных к углам крыш. По горбатым мраморным мостикам, переброшенным через тихие водоемы, расположенные в цветущих рощах, путники попадали в места уединения и тишины. Эти замечательные памятники искусства древнекитайских зодчих можно и сейчас увидеть во многих живописных уголках страны. Наиболее красивые из них: пагода Сунъюэ-сы в Хэнани (VI в.), Даяньта (пагода Диких гусей) в Сиани (VII в.), пагода Тигровой горы в Сучжоу (X—XI вв.) и др.
Той же любовью к природе проникнуты и китайские картины-свитки. Именно в период расцвета государств Тан и Сун пейзаж становится основной темой живописи. Горы и водопады, тихие горные долины, манящие в бесконечную даль речные просторы, стада оленей, чутко прислушивающихся к шорохам осеннего леса, — все, чем славится природа Китая, запечатлели в своих свитках живописцы того далекого времени. Недаром сам пейзаж получил в Китае название шань-шуи — «горы-воды».
Чтобы передать необъятное пространство мира, живописцы писали свои картины на очень длинных свитках из шелка или бумаги. Вывешивали их ненадолго, а затем хранили свернутыми, как сокровища. Часто на картинах писали стихи, отчего их смысл приобретал еще большую поэтическую прелесть.
Пейзажи VII — VIII вв. ярки и нарядны, они написаны сочными синими, зелеными и белыми красками и обведены по краям золотым контуром. Наиболее известными художниками этого времени были Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-дао. Природа представляется им огромным и сказочным миром, радостным и ярким.
Живописцы последующих веков стали писать картины черной тушью, которая с помощью их искусной кисти приобретала самые разные оттенки. Ее размывы передают то тончайшую дымку тумана, то косматые лапы сосен, нависших над головокружительной бездной. Художник смотрит на мир словно с высокой горы, а перед ним расстилаются бесконечные дали. Картины знаменитых живописцев Ма Юаня, Ся Гуя и Лян Кая очень тонко передают настроение человека даже через трепет листьев на холодном осеннем ветру.
Живописцы Китая никогда не писали прямо с натуры, они воспроизводили пейзажи по памяти. Они беспрерывно тренировали свою зри-
Цуй Бо. Бамбук и цапля. Конец XI в. Шелк, тушь. Музей Гутун. Пекин.
тельную память, пристально вглядываясь в природу, изучая ее. Удар их кисти всегда точен,— ведь на пористой тонкой бумаге или шелке никакие поправки уже невозможны. Тонкой изящной линией, без всяких теней, умели они воспроизвести бархатистую шкурку персика или пятнами туши — нежный, распускающийся
85