теры людей. Чтобы придать большую выразительность своим портретам, римские скульпторы стали вырезать зрачки, а иногда и вставлять кусочки горного хрусталя. Это был новый прием, которым до римлян никто не пользовался.
Свое слово сказали римляне и в живописи — уже в I в. н. э. они умели передавать перспективу (см. стр. 122).
Многие памятники архитектуры Рима поражают своей грандиозностью и искусством, с которым их возвели древние инженеры. В некоторых странах римские водопроводы, римские мосты и дороги исправно служат людям и по сей день.
В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили свои сооружения главным образом из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливалась смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в один огромный монолит. Таким колоссальным монолитом были общественные бани, или термы, как их. называли римляне. Построил их в III в. н. э. император Каракалла. Под бетонными сводами терм находился бассейн с проточной водой величиной с доброе озеро и огромный зал, в котором сотни людей занимались гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для
дружеских бесед. До 1800 человек вмещали термы Каракаллы, самые роскошные из 1700 римских бань. Они были украшены огромным количеством скульптурных произведений, по большей части это были статуи, вывезенные завоевателями из покоренных стран, либо копии с прославленных древнегреческих статуй. Именно такие копии и дают нам возможность судить не только о римской, но и о греческой культуре, столь сильно пострадавшей от римских завоевателей.
* * *
Каждый период в истории мирового искусства по-своему ценен. Но не случайно особую роль отводят историки античной культуре. И литература, и искусство, и драматургия, и философия античного мира стали отправной точкой в развитии всей последующей культуры. Искусство античного мира впервые по-настоящему открыло и воспело человека, сделало его мерой всех вещей, познало его как прекрасное и совершенное явление природы. «Без того фундамента,— писал Энгельс,— который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».
Античное искусство надолго сохранило значение образца и во многом осталось непревзойденным и недосягаемым.
В 1887 г. в Египте было сделано замечательное открытие: местное население случайно обнаружило в погребениях, находившихся в области Фаюмского оазиса, портреты, прикрепленные к лицам мумий. При мумиях были таблички с именами покойников и датами их смерти.
За время господства в Египте греков, а затем римлян египетское искусство испытало сильное влияние греческой и римской культуры. В греко-римскую эпоху египтяне, совершая погребальные обряды, стали класть на лица умерших не маски, как раньше, а портреты, написанные
на доске или холсте в традициях эллинистической живописи (см. ст. «Искусство Древней Греции»). Эти портреты, созданные на территории Среднего Египта в I — III вв. н. э., получили название фаюмских.
Фаюмские портреты (их сейчас обнаружено более 400) превосходно сохранились. Написаны они необычно — красками, растертыми на воске (такая техника живописи называется восковой живописью или энкаустикой). Восковую живопись легко отличить по маслянисто-блестящей поверхности. Расплавленные краски наносились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались разнообразно, поэтому мастерам удавалось хорошо передать фактуру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи и т. д.
Портрет из Фаюма. II в. н. э. Энкаустика. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
78