Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Пракситель.   Аполлон с ящерицей. IV в. до н.    э.    Мраморная    римская    копия.   Ватиканский музей.  Рим.

«Афина Парфенос» погибла еще в глу­бокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбо­родком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины — олицетворение Афин (см. ст. «Статуя Зевса Олимпийского»).

V в. до н. э. был временем высшего рас­цвета искусства Древней Греции. Искусство этого времени именуют искусством высокой классики.

Прекрасные произведения искусства были созданы и в IV в. до н. э.—в период поздней классики. В это время работали такие вели­колепные мастера скульптуры, как Скопас, Пракситель и Лисипп. Каждый из них имеет свои особые качества. Скопас трагичен, экспрессивен и страстен. Пракситель, напротив, утончен, его герои изящны, подчас изнежены. Последнего мастера поздней классики — Лисиппа в большей мере, чем его предшественников, интересует внут­ренний мир человека.

В дальнейшем греческое искусство претер­певает большие изменения, разрушается его прежняя гармоничность.

В конце IV в. до н. э., со времени завоева­ний Александра Македонского, в истории Гре­ции наступает новый период — период так на­зываемого эллинизма. Он длится до I в. до н. э. Эллинистическое искусство это син­тез древнегреческого и восточного искусства. Оно распространяется на обширной террито­рии, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию и другие страны.

Многие произведения эпохи эллинизма свя­заны с традициями высокой классики, вырабо­танными лучшими мастерами Древней Греции в V в. до н. э. Достаточно назвать такие шедевры мировой пластики, как статуи Нике Само­фракийской (ок. 300 до н. э.; см. илл., стр. 72—73) или Афродиты (Ве­неры) Милосской (II в. до н. э.; см. ст. «Афродита Милосская»); знаменитые релье­фы Пергамского алтаря (II в. до н. э.; см. ст. «Пергамский алтарь» и илл. в т. 8 ДЭ, стр. 90). Эти рельефы продолжают героическую линию греческого классического искусства. Иногда скульпторы эпохи эллинизма обращались и к жанровым сюжетам, подчерки­вая бытовые подробности и детали.

Многого достигла в эпоху эллинизма и ар­хитектура. Архитекторы разрабатывали планы городов, уделяя немалое внимание частным жилищам.

Искусство эллинизма — важный этап в ис­тории мировой художественной культуры: оно оказало очень большое влияние на формирова­ние искусства в Древнем Риме.

1.  Статуя фараона Рамзеса II. 1250 до н. э. Черный гранит. Турин, музей.

2.   Фараон   Аменемхет   III   в образе сфинкса.   На­чало II тысячелетия  до н. э.   Камень.   Египет­ский музей.   Каир.

3.  Пирамида Хеопса в Гизе  (Египет). Первая поло­вина III тысячелетия до н. э.

(К ст. «Искусство  Древнего  Египта»)

Нике Самофракийская. Ок.   300 до н. э. Мрамор. Лувр. Париж.

Фидий. Афина Парфенос (Афи­на Варвакион). V в. до н. э. Умень­шенная мраморная римская копия. Национальный археологический музей. Афины.

(К cm. «Искусство  Древней  Греции»)

Мирон. Афина и Марсий (рекон­струкция). V в. до н. э. Мрамор­ные римские копии. Афина-Либигхауз, Франкфурт-на-Майне. Марсий-Латеранский музей, Рим.

Статуя   Зевса Олимпийского

«Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов», — писал древнеримский историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции.

И тем не менее мы почти ничего не знаем об этом замечательном чело­веке. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале V в. до н. э., умер около 432—431 г. до н. з. Большинство его многочис­ленных творений погибло, во всяком случае те, что восхищали его совре­менников. Лучшими из них были ко­лоссальная бронзовая фигура Афи­ны Промахос, воздвигнутая на Акрополе около 460 г. до н. э., и не менее огромные фигуры из слоновой кости и золота Афины Парфенос для Парфенона и Зевса для храма в Олимпии. А среди сохранив­шихся нет ни одной, о которой твердо можно сказать, что ее целиком выпол­нил сам мастер. (См. илл., стр. 72—73.)

...Каждые четыре года в Олимпии, на юге Греции, собирались на состязания атлеты. Состязания посвяща­лись победе верховного бога греков Зевса над жестоким Кроном, и поэтому Зевс считался покровителем олим­пийских игр. Вот почему самому про­славленному скульптору Древней Гре­ции Фидию поручили создать статую бога Зевса для храма в Олимпии.

Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и ка­залось, встань он, распрями широ­кие плечи — тесно станет ему в об­ширном зале и низок окажется пото­лок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода Зевса были из сверкающего золота.

Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное ли­цо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не толь­ко строгим, но и добрым, поза тор­жественна, величава и спокойна. Ста­туя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, лю­ди, удрученные горем, искали уте­шения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света» (см. т. 8 ДЭ, ст. «Семь чудес света»).

«Зевс Олимпийский» простоял почти 900 лет и погиб в V в. н. э. во время пожара. Все это время потомки Фидия хранили и оберегали великое произведение своего предка.

Мраморная римская копия со статуи Зевса Олимпийского работы древнегре­ческого скульптора V в. до н. э. Фидия. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

Дом Фидия в Олимпии тоже: бережно сохранялся в течение веков, ибо и он считался священным.

Афинский Национальный археологический музей

Греция, Афины

Афинский археологический музей был основан в 1874 г. В XIX в. начи­нается эпоха «нового» открытия ис­кусства Древней Греции. Археологи делают известными всему миру скрытые до того в земле сокровища антич­ной культуры. Раскопки немецкого ар­хеолога Г. Шлимана открыли памят­ники древнейшего так называемого микенскою периода греческой цивилизации (XVI X вв. до н. э.). Сок­ровища «златообильных Микен», каких называет Гомер, находятся ныне в залах Афинского археологического музея. Там хранится ценнейшая кол­лекция искусства античности — древ­негреческие вазы, мраморные и брон­зовые статуи (среди них скульптуры великих ваятелей Греции — Поликлета, Праксителя, Скопаса), над­гробные стелы с рельефами.

На афинском Акрополе, там, где стоят храмы Парфенон и Эрехтейон, есть еще один музей скульптуры. Там можно увидеть замечательные статуи VI V вв. до н. э. — периода архаики и высокой классики, в том числе рельефы, украшавшие Парфенон, ис­полненные великим скульптором Фи­дием.

73