Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Курос  (архаическая статуя атлета или бога).

VI в.  до н.   э.  Мрамор. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Фриз храма Парфенон. V в. до н. э. Афины.

статуи VII—VI вв. до н. э. Они симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки при­жаты к мускулистому телу. Ни малейшего на­клона или поворота головы, но губы раскрылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

В V в. до н. э. скованность исчезает, фигуры обретают движение, пропорции — красоту, ли­ца — одухотворенность. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захва­ченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упру­гой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок.

Полны напряженной жизни и статуи Поликлета, хотя, в отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов не во время упражнений, а в состоянии покоя. Взять хотя бы « Копьеносца» (или « Дорифора», V в. до н. э.; см. илл., стр. 39). Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй (см. ст. «Искусство Древнего Египта»). Как человек, умело и лег-

ко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гор­дый своей красотой и силой. Перед нами чело­век, свободный от страха, гордый, сдержан­ный, воплощение достоинств воина и гражда­нина. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.

Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульп­турой Парфенон. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие. Вот груп­па отважных всадников на горячих лошадях. Девушки в длинных одеждах подгоняют жерт­венных быков. Идут женщины с пальмовыми ветвями — символом мира. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Все они направляются в храм богини Афины — Пар­фенон.

Скульптура Парфенона сильно пострадала. А самая знаменитая из статуй Фидия —

«...БОГИ ГРЕЦИИ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ОБРАЗЫ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЧЕ­ЛОВЕКА».

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

71