Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

мастеров советского пейза­жа, как И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов, в картинах Г. Нисского, А. Дейнеки, Ю. Пименова и ряда других художников.

Задача жанра, именуемо­го натюрморт,— изоб­ражение различных пред­метов повседневного обихо­да, фруктов, цветов, обста­новки человеческой жизни. Французское словосочетание «натюрморт» в буквальном переводе означает «мертвая природа». Действительно, в картинах этого жанра пока­зываются только неодушев­ленные предметы. Однако подлинно художественные на­тюрморты отнюдь не безжиз­ненные копии натуры. Так же как и в пейзажах, в на­тюрмортах своеобразно отра­жаются представления совре­менников о прекрасном, их думы и настроения. Напри­мер, в советском отделе Тре­тьяковской галереи вы мо­жете увидеть натюрморты Машкова «Снедь московская. Хлебы» (см. илл., стр. 289), «Снедь московская. Мясо, дичь». Художник изобра­зил продукты — сочные, дразнящие в своем пиршест­венном великолепии. Он вос­пел обилие даров земли, ее плодородие, щедрость. Такой характер изображения крас­норечиво говорит о жизне­утверждающем взгляде на мир, полнокровном оптимиз­ме. Сходные черты, хотя и всякий раз индивидуально выраженные, мы можем най­ти в замечательных натюр­мортах советских художни­ков П. Кончаловского, М. Сарьяна и других.

Таким образом, все жан­ры живописи — каждый по-своему могут выразить большие идеи и чувства, вол­нующие людей.

И. И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Холст, масло. Государствен­ная Третьяковская галерея. Москва.

Ж. Б. Шарден. Атрибуты искусства. 1760-е годы. Холст, масло. Государствен­ный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

31