«На покрытой мешками соломе вокруг Тимура, который разложил перед собой карту поселка, расположились ребята». Иллюстрация А. М. Ермолаева к повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».
ное достоинство — большая правда жизни. Учительница О. Ф. Леонова писала о книге Н. Огнева: «Дневник Кости Рябцева» является дневником поколения советского юношества 1923—1925 годов. Писатель не боялся говорить правду, не отворачивался от нее, не занимался нивелировкой и приглаживанием своих вихрастых юных героев и героинь. Подчас эта правда была для нас неприятной, жестокой, но это была правда советского писателя, благодаря которой многое скрытое от наших взоров стало явным». То же можно сказать и о «Республике Шкид».
В этой книге мальчишки 20-х годов явились читателю именно такими, какими они и были в жизни,— оборванными и голодными, веселыми, остроумными, неунывающими. Они презирали бесталанных и злых педагогов, но глубоко уважали справедливого и умного директора школы Викниксора. Иногда они были способны на озорство, даже грубость, но только не на подлый поступок. Они свято хранили неписаные законы товарищества.
Год спустя один из авторов «Республики Шкид», Л. Пантелеев, написал рассказ «Часы». По словам Ю. Фучика, это было первое произведение, с большой психологической и художественной правдой раскрывшее простую, казалось бы, мысль: нельзя воровать в социалистическом государстве.
Во все века ребят больше всего увлекали книги о героическом. Поэтому не случайно в 20-е годы особенно шумный успех выпал на долю повестей П. Бляхина «Красные дьяволята» (1923) и Л. Остроумова «Макар-следопыт» (1925). Если и сегодня вам в руки попадут эти книги, вы прочтете их не отрываясь: так увлекательны приключения их юных героев на фронтах гражданской войны; герои «Красных дьяволят», например, берут в плен самого батьку Махно и доставляют его к красным в мешке из-под муки.
Однако пройдет несколько лет, и, перечитывая «Макара-следопыта» и «Красных дьяволят», вы найдете их надуманными. Да, их содержание героично и романтично, и это несомненно вызывает восторг юного читателя. Но форма, в которой проявляется героическое содержание, не соответствует правде жизни, оттого и само содержание взрослому читателю кажется ложным: слишком легко даются юным героям их подвиги, слишком беспомощны в сравнении с ребятами взрослые герои книг. Ребята этого еще не замечают, их захватывает острота сюжета. Но если судить о жизни по таким книжкам, то представление о ней будет вырабатываться самое превратное.
А вот «Красный бакен» С. Григорьева, пожалуй, не менее увлекателен, чем «Красные дьяволята», но перечитывать его, как и «Рес-
428