том, что всю жизнь Гоголя преследовали «дикие крики озлобленья». «Каждый звук его речей плодил ему врагов суровых»:
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут
И как любил он, ненавидя!
Сатира и юмор в советской литературе — явление качественно новое, в истории литературы невиданное. Подумайте только: впервые за несколько тысяч лет смех призван не разрушать, а укреплять основы общественного строя, бороться с его врагами и недругами. Советские сатирики стоят на страже завоеваний социалистической революции, утверждают моральные нормы и общественный идеал советских людей— строителей коммунизма.
Новые задачи потребовали от сатиры и новых форм, средств, приемов показа действительности. А это дело непростое. И вполне естественно, что об идейно-эстетической природе советской сатирико-юмористической литературы, о самом предмете сатиры идут нескончаемые споры. А пока теоретики дискутируют, жизнь подсказывает писателям-сатирикам новые темы.
Смех — признак духовного здоровья. Смеется тот, кто сознает свое нравственное превосходство над тем, что подвергается осмеянию. Оптимизм, жизнелюбие, идейная ясность в высшей степени присущи советской сатирико-юмористической литературе.
Не надо думать, что сатира и юмор в советской литературе развивались, не встречая на своем пути преград. Приходилось доказывать право сатиры на существование. Даже юмор ставился под сомнение.
На Первом съезде советских писателей замечательный фельетонист Михаил Кольцов вспоминал редакторов, которые боятся юмора и говорят: «Это нам не подходит. Пролетариату смеяться еще рано; пускай смеются наши классовые враги...»
В нашей действительности немало явлений, нуждающихся в лечении смехом. Читатели справедливо высказывают недовольство недостаточной остротой иных сатирических образов, слабой действенностью, низким художественным качеством сатирических произведений.
Товарищи,
вовсю
из глоток из всех —
да так, чтоб врагам
аж смяться,
сегодня
раструбливайте
радостный смех!
Нам
есть над чем посмеяться! —
призывал Маяковский собратьев по перу.
О вдохновляющей роли юмора, о смехе как неиссякаемом источнике бодрости великолепно сказал в поэме «Василий Теркин» Александр Твардовский:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
У истоков советской сатирической литературы стоит Максим Горький, чье творчество, словно мост, связывает русскую классику с новаторским искусством социалистического реализма. Еще в конце XIX в. Горький стал известен как автор острых, полных сатирического яда фельетонов против мещанского хамства. Под озорным псевдонимом Иегудиил Хламида писатель выступал на страницах газет Поволжья, разя тупых и самодовольных «хозяев жизни». В годы первой русской революции (1905—1907) он был вдохновителем сатирической журналистики, клеймившей прогнившее царское самодержавие. Кто не знает горьковских памфлетов «Город Желтого Дьявола», «Мои интервью», «Прекрасная Франция» и других, развенчавших «культуру доллара», буржуазную лживую демократию! И сегодня не потеряли своей актуальности очерки Горького о фашизме, о защитниках капитализма, о тех, кто хотел бы повернуть колесо истории вспять. Сатирическими элементами насыщены драматические произведения Горького и эпопея «Жизнь Клима Самгина», воссоздающая историю русской интеллигенции за сорок предреволюционных лет.
Непревзойденным мастером сатирической поэзии был В. В. Маяковский. Оружием смеха он неутомимо сражался за революционное преобразование общества. Титанической была работа Маяковского — поэта и художника—
416