Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Н. А. ДОБРОЛЮБОВ (1836-1861)

С портрета на нас смотрит молодое, вырази­тельное лицо с глубоким, умным взглядом. Это Николай Александрович Добролюбов, о ко­тором его знаменитый современник поэт Нек­расов сказал:

Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни.

Осенью 1856 г. на страницах «Современника» появилась критическая статья об одном из рус­ских журналов XVIII в. — «Собеседник люби­телей российского слова», подписанная никому не известным именем: Н. Лайбов. Так (сокра­щенно от Николай Добролюбов) подписал свою первую статью будущий великий критик, в то время еще студент Петербургского педа­гогического института.

Через год, едва окончив высшее учебное заведение, Добролюбов стал постоянным со­трудником журнала «Современник» и работал там до своей ранней смерти, т. е. неполных пять лет.

Он вел раздел критики и библиографии. Редакторская работа целиком захватила Доб­ролюбова. По его предложению в журнале был выделен сатирический отдел под назва­нием «Свисток», ставивший перед читате­лями наиболее злободневные вопросы. Здесь часто печатались острые сатирические стихи самого Добролюбова, который обладал незау­рядными поэтическими способностями («В аль­бом поборнику взяток», «Моему ближнему», «Мысли помощника военного пристава» и др.).

Статьи Добролюбова пользовались особой популярностью за смелую постановку самых животрепещущих вопросов современности. Све­жие, еще пахнущие типографской краской но­мера «Современника» расхватывались револю­ционно настроенной молодежью и поспешно раскрывались на страницах, подписанных всем теперь знакомой фамилией молодого публи­циста.

Огромное значение в развитии русской кри­тики имели статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?» (о романе Гончарова «Обло­мов»), «Темное царство» (о драматургии А. Ост­ровского), «Луч света в темном царстве» (о пье­се А. Островского «Гроза»), «Когда же придет настоящий день?» (о романе Тургенева «Нака­нуне»). Добролюбов не только анализирует художественные достоинства произведений, но и критикует жизнь, которая в них отражена, ее

общественные основы. Добролюбов страстно изобличает «темное царство» купеческой Рос­сии, показанной в пьесах Островского, а в ста­тье «Что такое обломовщина?», определяя ге­роя романа Гончарова как типичного предста­вителя дворянства, критикует дворянско-помещичий уклад.

Подлинный революционер-демократ, горячо преданный родине и любящий свой народ, Доб­ролюбов прежде всего смелый борец за свобо­ду. Н. А. Некрасов в стихотворении «Памяти Добролюбова» писал о нем:

...ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял.

Взывая к жизни новой..

Мировоззрение Добролюбова отражало пере­довые идеи века — стремление к уничтожению крепостного права и самодержавного гнета. Пропагандировать свои взгляды Добролюбов мог только через литературу, в которой он

видел силу, способную в художественной форме отразить наиболее передовые идеи века и тем самым пробудить народное самосознание.

По мнению Добролюбова, художественное произведение должно быть правдивым отра­жением жизни. Оно тем ценнее, чем лучше выражает народные интересы.

295