Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Битва русских с половцами. Иллюстрация В. А. Фаворского к «Слову о полку

Игореве».

лись истории присоединенных к Руси земель. Особенно замечательна «История Казанского царства» вплоть до взятия ее войсками Ивана Грозного.

Надвинулись грозные события начала XVII в.: крестьянские и городские восстания, польско-шведское вторжение. Русская лите­ратура горячо откликнулась на все эти собы­тия. Среди авторов сочинений о «смутном вре­мени» начала XVII в. можно назвать дьяка Ивана Тимофеева, келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына, князя Ивана Хворостинина, князя Катырева-Ростовского и без­вестного автора «Новой повести о преславном Российском царстве», смело разоблачавшего из­менническое боярское правительство.

В середине и во второй половине XVII в., когда городские и крестьянские восстания с но­вой силой охватили всю Русь, когда началось движение Степана Разина и появился церков­ный раскол, возникла обширная народная ли­тература. Создателями ее были простые кресть­яне, ремесленники, мелкое духовенство, иногда мелкие торговцы и вовсе бездомные люди, «скитавшиеся меж двор». Для произведений этой, подлинно народной лите­ратуры характерна живая связь с фольклором и резкая критика противоречий социальной дей­ствительности того беспокойно­го времени. Взять хотя бы «По­лость о Ерше Ершовиче», опи­сывающую под видом судебного спора Ерша с Лещом земельные тяжбы XVII в.; «Повесть о Шемякином суде», изобличаю­щую взяточничество судей; «Аз­буку о голом и небогатом чело­веке»— о злоключениях и страш­ной нужде простого московско­го босого голодного человека; «Калязинскую челобитную», об­личающую распущенность, пьянство монахов, и многие другие.

В этих народных произведе­ниях мы нередко сталкиваемся с идеями и художественными явлениями, которые далеко опе­режают свою эпоху. Такова, например, исключительная по глубине содержания и силе вы­ражения «Повесть о Горе-Зло­частии», в которой впервые в русской литературе с большой силой и проник­новенностью раскрылась внутренняя жизнь че­ловека.

В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком и казаками, об азовском «осадном сидении» казаков и других ярко отразилась исто­рическая роль народа. Написаны они под за­метным влиянием народной поэзии.

Один из интереснейших писателей XVII в.— протопоп Аввакум. Им написано свыше 50 бе­сед, поучений, богословских сочинений и др. Аввакум был изумительным мастером русского языка. Его автобиография («Житие») — ценный художественный памятник, первый в русской литературе опыт автобиографии.

В «Житии» Аввакум смело пользуется жи­вой речью, нарушая традиционные «книж­ные» формы с их строго установленными пра­вилами.

XVII век — значительный период в разви­тии великой русской литературы. В ее созда­нии принимают участие представители новых, демократических слоев, расширяется аудито-

228