болгарской литературы восприняли на Руси, как позднее, в XIX и XX вв., традиции русской литературы переняли и продолжили писатели новой Болгарии.
Но, несмотря на близость, языки русский и болгарский все же отличались в древнейшую пору.
Сравните: болгарское «брег» и русское берег; болгарское «врата» и русское ворота; «глас» и голос; «праздный» и порожний и т. д. Со временем в русском языке появились различия в значениях таких сходных слов. Так, болгарское «прах» и русское порох обозначали первоначально «пыль», но потом и у болгарского и у русского слова появились новые, дополнительные значения. Позднее они стали главными и основными: «прах» стало означать останки умершего человека, а «порох» — взрывчатое вещество. Появление этих дополнительных значений и оттенков слов обогащало русский язык.
В дальнейшем; Русь расширяет связи с другими народами. Появляется множество новых переводов с греческого, с латинского, с древнееврейского. А главное, создаются оригинальные русские произведения. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого, а возможно, и его отца Владимира Святославича (X—XI вв.). В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знала ни Болгария, ни Византия.
Одно из самых значительных явлений древней русской литературы — летописи, появившиеся уже в первой половине XI в. Неправильно представлять себе русского летописца стариком отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только те события, современником которых он был.
Летописцы. Иллюстрация из древнего русского «Хронографа» — сводного обзора всеобщей истории.
Летописцами становились и старые и молодые, монахи и люди светские. Летопись своих походов и охот вел князь Владимир Мономах в конце XI — начале XII в. Один из дружинников вел летопись в Киеве в XII в.
Летописцы стояли в центре политической борьбы своего времени, были своего рода учеными. Они добывали исторические документы, разыскивали предшествующие летописи и древние сочинения, соединяли их вместе в хронологическом порядке и дополняли рассказом о событиях последних лет. Так создавались обширные летописные своды. Они охватывают историю не только Руси, но и многих других народов. В составе летописей дошли до нас такие превосходные литературные сочинения, как «Поучение к детям» Владимира Мономаха, «Житие Александра Невского», «Слово о житии и о смерти великого князя Димитрия Донского», «Сказание о Мамаевом побоище» (т. е. о Куликовской битве), «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина и многое другое.
Летописи составлялись в каждом крупном городе, а в некоторых городах их вели одновременно в нескольких местах. Списков с летописей сохранилось в наших рукописных хранилищах больше тысячи, хотя древние рукописи уничтожались и во время войн, и при пожарах, и от небрежного хранения. Среди летописей есть краткие и очень большие (например, «Лицевой свод» 60—70-х годов XVI в., в котором десять больших томов и больше 10 000 иллюстраций).
Значение летописей очень велико. Русские люди узнавали из них историю родины, и это крепило их единство в годы феодальной раздробленности Руси, поднимало дух в борьбе с татаро-монгольским игом, с польско-шведскими захватчиками в XVII в. Большое значение имели летописи для формирования русской литературы. Сжато и выразительно написанные, они учили наблюдать историческую действительность, находить связь между современностью и прошлым, отличать важное и значительное от мелкого и случайного.
Драгоценнейший памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Оно посвящено походу 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев.
На примере неудачи Игоря автор «Слова...» дает урок всем русским князьям, призывает
226