Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Несмотря на запреты и гонения, продолжали творить и чешские писатели, хотя нередко они вынуждены были покидать родину.

Европейскую известность получил замеча­тельный чешский ученый, педагог и писатель Ян Амос Коменский (1592—1670), автор кри­тических картин современных нравов «Лаби­ринт мира и рай сердца» и ряда педагогических трактатов.

В конце XVIII в. в истории чешской куль­туры начинается эпоха национального воз­рождения, связанная с развитием новых, бур­жуазных отношений. Ширится борьба про­тив засилья немецкого языка. Переиздают­ся произведения древней чешской литера­туры, начинает выходить первая газета на чеш­ском языке, возникают чешские театральные труппы.

Один из первых представителей чешской литературы нового времени — Ян Коллар (1793—1852) — певец славянской солидарно­сти, дружбы и братства всех славянских на­родов. В поэме «Дочь Славы» (1824) он описал воображаемое путешествие по славянским зем­лям и историю славян. Героев-славян он поме­стил в рай, а в ад отправил врагов-завоева­телей.

«Эхо чешских песен» (сборник стихотворений по мотивам народной поэзии) написал Ф. Л. Челаковский; ему же принадлежит «Эхо русских песен». Сказки, песни и баллады (сборник «Букет из народных преданий», 1853) создал К. Я. Эрбен. Народно-патриотическими моти­вами проникнуты пьесы И. К. Тыла. Его «Во­лынщик из Стракониц» (1847) — поэтическая сказка о любви к родине — до сих пор не схо­дит со сцен театров, а песня «Где родина моя» из драмы «Фидловачка» стала чешским нацио­нальным гимном.

В начале XIX в. устанавливаются прочные связи чешской культуры с русской. Угнетен­ные славянские народы видели в России вопло­щение силы и величия славян, надежду на осво­бождение.

В 30-е годы XIX в. в чешской литературе проявляются настроения глубокого недовольст­ва существующим миропорядком. Крупнейший поэт чешского романтизма Карел Гинек Маха (1810—1836), проживший короткую, но испол­ненную творческого горения жизнь, в поэме «Май» (1836) воспел протест гордой и одино­кой личности против бесчеловечных устоев общества.

С революцией 1848 г., связано творчество замечательного сатирика Карела Гавличка Боровского (1821—1856). Он воспитывался на патриотической поэзии Коллара, хорошо знал Россию, где год проработал домашним учите­лем, переводил на чешский язык Гоголя. Во время революционных событий 1848 г. Гавличек становится одним из вдохновителей их, издает газету «Народни новины» («Националь­ная газета»). После поражения революции австрийские власти сослали дерзкого писателя. Но и в ссылке, уже тяжело больной, Гавличек не расстался со своим разящим пером. Он на­писал знаменитую поэму «Крещение святого Владимира» (1854). Использовав сюжет из рус­ской истории (крещение Руси), поэт создал на этой основе острейшую сатиру на порядки Ав­стрийской империи.

Божена Немцова (1820—1862) писала о жиз­ни простого народа Чехии. Ее наиболее извест­ное произведение — роман «Бабушка» (1855). Писательнице удалось создать образ простой крестьянки, патриотки, как бы олицетворяю­щей спокойное достоинство, мудрость и чело­веколюбие чешского народа.

Ян Неруда (1834—1891) во второй половине XIX в. блестяще продолжил славные традиции эпохи национального возрождения и своим творчеством открыл новый период в истории чешской литературы — период реализма.

Поэзия Неруды в полном смысле этого слова владела сердцами современников. «Только впе­ред!» — это заглавие одного из последних стихотворений Неруды стало девизом чешских патриотов.

Ян Неруда

207