Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

ПИСАТЕЛИ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН

Суровая природа, сложный исторический путь Норвегии, Дании, Швеции в борьбе за национальную самостоятельность придали осо­бое своеобразие литературе народов этих стран. С XII в., когда она начала формироваться, на­циональная литература скандинавов всегда име­ла ярко выраженный героический характер.

ГЕНРИК ИБСЕН (1828—1906)

Великий норвежский драматург Генрик Иб­сен родился в городке Шиене. Уже в пятнадцать лет он работал учеником аптекаря.

Общественные взгляды молодого Ибсена сфор­мировались во второй половине 40-х годов про­шлого века. Тогда, «под шум великих междуна­родных бурь», Ибсен писал стихи, обращенные к героям венгерской революции 1848—1849 гг.

Генрик Ибсен.

Драматургическое творчество Г. Ибсена связано с его режиссерской работой в первом норвеж­ском национальном театре в г. Бергене, а затем в г. Христиании (ныне Осло). Ибсен создавал ге­роические драмы на мотивы скандинавского эпо­са. Страстный призыв к борьбе за национальное

единство прозвучал в его исторической драме «Борьба за престол» (1863).

Во второй половине 60-х годов Генрик Иб­сен создает философско-аллегорические драмы «Бранд» и «Пер Гюнт» (позже замечательный норвежский композитор Эдвард Григ написал к «Пер Гюнту» музыку). Сохраняя яркий на­циональный колорит, пьесы Ибсена ставят «веч­ные», основные проблемы человеческой жизни: каким должен быть человек? в чем смысл жизни? В Норвегии, вступившей тогда на путь буржуазного развития, эти вопросы приобрели актуальное значение.

Ибсен в своих пьесах во весь голос загово­рил об ответственности человека перед народом. На различных примерах он показал, как много теряет человек, порывая с родиной и народом, думая только о самом себе, становясь черст­вым эгоистом.

Герои Ибсена каждый по-своему восстают во имя торжества правды и человеческого до­стоинства, против лжи и эгоизма. В пьесе «Кукольный дом» (1879) автор раскрыл духов­ную драму женщины в буржуазной семье, про­возгласил право личности на борьбу за свои человеческие права. Когда героиня пьесы Нора обнаружила ложь, на которой строилось ее семейное благополучие, когда поняла, что была для мужа всего лишь куклой, она решила уйти от него и жить самостоятельно.

Герой другой известной драмы Ибсена — «Враг народа» (1882)— доктор Штокман всту­пает в непримиримый конфликт с владельцами курортного городка — с бесчестными, алчными до денег людьми.

Фанатичный священник Бранд, беспечный Пер Гюнт, всю жизнь колесивший кривыми дорогами в поисках счастья, пленница в своем собственном доме Нора, как отмечал Ф. Эн­гельс, обладают сильными характерами и всег­да действуют самостоятельно.

По-своему строя сюжет пьес, изображая жизнь главным образом через внутренний мир героев, Ибсен захватывает внимание зрителей стремительным развитием характеров, которые он так ярко умеет обрисовать. Нора успевает за короткое время пересмотреть всю свою жизнь, как бы рождается на наших глазах вновь.

Беспощадно бичуя эгоизм, душевную чер­ствость, Ибсен стремился заставить зрителей трезво, сурово оценить свою собственную жизнь,

196