обозначающем только действующее лицо. Что касается объекта действия, то для него употребляется не винительный, как в русском, а именительный падеж (впрочем, он часто совпадает с винительным по форме). Например, в том же чукотском языке: «клявол-я кора нмыркынен» — «человек (в эргативном падеже) оленя (олень в именительном падеже) убивает». Такая конструкция, называемая эргативной, встречается во многих кавказских языках, баскском, палеоазиатских и многих языках Америки.
Некоторые следы такого эргативного или близкого к нему строя можно найти в индоевропейских языках. По мнению некоторых лингвистов, в праиндоевропейском языке все существительные делились на две группы— активные и пассивные. Первые могли быть подлежащим при переходном глаголе, вторые нет. Показателем активности (эргативности) был s в конце слова, а показателем пассивности — m в конце слова. В дальнейшем показатель активности закрепился за именительным падежом подлежащего (сравните такие латинские и греческие слова, заимствованные русским языком, как казус, модус, космос), а показатель пассивности стал употребляться как показатель винительного падежа (ср., например, латинское terrain — «землю») и как показатель среднего рода (ср., например, латинское templum — «храм»).
В русском языке, как вы знаете, шесть падежей. На наш взгляд, это немного. Но с точки зрения англичанина или француза падежей в русском языке уже многовато. Существуют, однако, языки, где число падежей перевалило далеко за дюжину. Это, например, языки Кавказа, такие, как лакский, аварский, даргинский. Сколько в каждом из них падежей, определить нелегко, так как трудно разграничить
падеж от простого сочетания существительного со специальным служебным словом, так называемым послелогом. В некоторых языках падежей насчитывается 52! Заметно меньше их в финно-угорских языках, например в эстонском «всего-навсего» 14.
Откуда же берется такое количество падежей? Мы рассмотрим язык, где падежей не так много, но все же порядочно,— чукотский (здесь их 9).
Вот какие падежи в чукотском:
1. Именительный: нилг-ын («ремень»), кэйнын («медведь»).
2. Творительный: нилг-э («ремнем»), кэйн-эй («медведем»).
3. Местный: нилг-ык («на ремне»), кэйн-ык («у медведя, на медведя»).
4. Отправительный: нэлг-эпы («от ремня»), кайн-эпы («от медведя»).
5. Направительный: нэлг-эты («к ремню»), кэйн-эта («к медведю, медведю»).
6. Определительный: нилг-ыгйит, кэйн-ыгйит. Этот падеж необычный. Он служит для того,
чтобы обозначить предмет, на который ориентируется в своем действии человек или животное, обозначенное именительным падежом. Например, в предложениях, соответствующих русским: Охотники с моря возвращаются, ориентируясь по горе, Собаки остановились против камня, Наш народ живет по советским законам, Сделай нож по образцу отцовского, выделенные слова переводятся определительным падежом.
7. Совместный: гэ-нилг-э («с ремнем»), гэ-кэйн-э («с медведем»).
8. Сопроводительный: га-нэлг-ыма («с ремнем»), га-кайн-ыма («с медведем»).
Разница между последними двумя падежами следующая: если сказать я иду с медведем в совместном падеже, то получится, что идем мы
Город на Ангаре
Сейчас этот город хорошо известен каждому: в строительстве Братской ГЭС принимала участие вся страна. Многие задавались вопросом, откуда город получил свое имя и высказывали свои предположения. Может быть, от слова братство?— думали они. Но это было ошибкой.
А на самом деле все обстояло вот как. Около трехсот лет назад на месте нынешнего Братска казаки-землепроходцы основали поселение — небольшую крепость с оградой из кольев и с башенками для дозорных. Таких крепостей землепроходцы, двигавшиеся на восток к берегам Тихого океана, поставили немало. Казаки называли их острогами и давали им наименования. Так появился и Братский острог.
Почему же казаки-землепроходцы назвали острог Братским? Оказывается, слово братский непосредственным образом связано с бурятами, которые жили (да и сейчас живут в нынешней Иркутской области) на территории, где расположен Братск. Казаки-землепроходцы во время своих походов встречали бурят неоднократно, но называли их на свой лад — не бурятами, а братами. Поэтому и острог свой они назвали не «Бурятским», а Братским.
41