ман, француз Л. Бугенвиль, англичанин Д. Кук. Целая плеяда русских мореплавателей исследовала этот район: Ю. Ф. Лисянский, М. П. Лазарев, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке и др. (см. т. 1 ДЭ).
Но когда впервые европейские путешественники появились в Океании, они нашли заселенными даже самые отдаленные ее острова. Загадка первоначального заселения тихоокеанских островов полностью еще не разгадана наукой.
Ученые продолжают исследование этого вопроса. Они роются в архивах, строят научные гипотезы. В порядке эксперимента ученые совершают выдающиеся по смелости морские подвиги. О героических путешествиях норвежца Тура Хейердала и француза де Бишопа известно всему миру. Они практически пытались доказать диаметрально противоположные точки зрения о путях древних мореходов, заселивших Океанию. Т. Хейердал считает, что предки тихоокеанских островитян пришли из Америки, де Бишоп настаивает на том, что древние жители Океании селились в Америке.
Большинство ученых считает, что заселение Океании осуществлялось из Юго-Восточной Азии. Люди переходили с одной группы островов на другие. Процесс расселения затянулся на многие столетия.
Мужество древних мореходов поражает воображение. На небольших лодках, куда можно было взять лишь самые скромные запасы воды и пищи, не имея элементарных навигационных приборов, они смело пускались в далекий и неведомый путь, забирая с собой женщин и детей.
Гигантские трудности заселения огромного района, — отсутствие на островах подчас таких необходимых природных ресурсов, как гончарная глина и металлы, изолированность от остального человечества не могли не задержать развития народов Океании. Малочисленные, разобщенные в силу географических причин, народы тихоокеанских островов стали легкой добычей европейских колонизаторов. Приход европейцев в Океанию был для островитян подобен ужасному стихийному бедствию.
Хижины на сваях встречаются на многих островах Океании.
Начались страшные эпидемические заболевания, уносившие в могилу сотни тысяч жителей островов. Колонизаторы не принимали мер для оказания островитянам помощи, более того, жестокой эксплуатацией они значительно усугубляли положение. К приходу испанцев на острове Гуам, например, жило 73 тыс. человек. Через сорок лет испанского господства их осталось лишь 3,5 тыс.
На островах Фиджи в течение одного года от эпидемии кори умерло 40 тыс. жителей, что составляло третью часть населения островов.
Население Океании уменьшалось и вследствие позорнейшего для европейских колонизаторов явления — работорговли. К началу XX в. было, например, увезено и продано в рабство в Австралию 60 тыс. жителей Соломоновых островов, а с Новых Гебрид лишь за один 1886 г. — 10 тыс. человек. Колонизаторы захватывали лучшие, наиболее плодородные земли, вывозили минералы, гуано, вырубали сандаловые деревья.
Островитяне не только потеряли свободу, но и были нагло ограблены. Колонизаторы и сейчас не желают уходить из Океании. Свои владения сохраняют здесь США, Великобритания, Франция, Австралия и Новая Зеландия.
Наиболее крупный остров Океании — Новая Гвинея. По своим размерам (около 830 тыс. км2)
533