тели Венесуэлы — индейцы. В стране их осталось мало — около 3%. Они оттеснены на юг, в глухие районы Гвианского нагорья. Подавляющее большинство населения живет на севере, на побережье Карибского моря, и по склонам отрогов Анд. Это — метисы (более двух третей населения страны), креолы и европейские переселенцы (около 20%), негры.
Природа Венесуэлы разнообразна. Почти половину страны занимает Гвианское нагорье. Оно покрыто труднопроходимым тропическим лесом, пересечено глубокими ущельями, по которым протекают порожистые реки. На Гвианском нагорье есть грандиозный водопад Анкель, низвергающийся с высоты 1054 м.
Один из нефтяных центров страны — Лагунильяе.
К Гвианскому нагорью примыкает обширная равнина Льянос, по краю которой течет многоводная река Ориноко. С запада и севера Льянос окаймляют высокие горные хребты — продолжение Кордильер. Они достигают высоты 5 тыс. м и покрыты вечными снегами и ледниками. На крайнем северо-западе, вокруг озера Маракайбо, простирается заболоченная низменность того же названия.
Климат на значительной части Венесуэлы очень жаркий. Так, на низменности Маракайбо среднегодовая температура +28°— самая высокая в Южной Америке (в январе +27°, в августе +29°).
Испанские завоеватели — конкистадоры — искали в Венесуэле золото и алмазы, но и того
и другого нашли там сравнительно немного. Впоследствии оказалось, что не золото и алмазы, а нефть — главное богатство страны.
В 1916 г. у озера Маракайбо пробурили первую скважину, из которой забил мощный нефтяной фонтан. За короткий срок Венесуэла стала одной из великих нефтяных держав; и обширные районы около озера Маракайбо, и само озеро покрылись лесом нефтяных вышек. Повсюду лабиринты нефтепроводов, насосные станции и цистерны для хранения нефти. В последнее время на востоке страны открыт новый нефтеносный район.
В Венесуэле добывается около 20 % нефти всего капиталистического мира. По вывозу ее страна стоит на первом месте в мире. Однако большую часть доходов от добычи «черного золота» получает не Венесуэла, а иностранные компании, прибравшие к рукам 70% всей нефтедобычи страны. Площадь иностранных нефтяных концессий — 68 тыс. км2. Это больше территории Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, вместе взятых. Каждая скважина Венесуэлы дает в 22 раза больше нефти, чем такая же скважина в США. Между тем венесуэльский рабочий-нефтяник получает за свой труд в три-четыре раза меньше американского.
Империалистические монополии буквально грабят страну. Только американские компании получают от эксплуатации нефтяных месторождений Венесуэлы 450 млн. долларов в год. Кроме того, из-за навязанного монополиями США снижения на мировом рынке цен на нефть потери Венесуэлы за последние пять лет составили свыше 4 млрд. долларов.
Попутно с нефтью в Венесуэле выходит из земли много газа — ценного топлива и сырья для химической промышленности. Но используется только небольшая его часть; в основном газ сжигают в факелах, которые ночью фантастическим светом озаряют окружающую местность.
Наряду с экспортом огромного количества нефти американские компании начали в последние годы усиленно вывозить из Венесуэлы и высококачественную железную руду, богатейшие запасы которой обнаружены на Гвианском нагорье. Здесь же добывают золото, алмазы и марганец. Однако эти богатства недостаточно используются из-за трудной доступности нагорья. Так, например, на разработки алмазов даже продовольствие приходится доставлять на самолетах.
Венесуэла богата не только полезными ископаемыми. На обширных площадях плодо-
460