Все хозяйство Южно-Африканской Республики находится в зависимости от английских и американских капиталистов. Несметные ископаемые богатства страны уплывают за океан. Кучка иностранных капиталистов захватила крупные разработки золота, урана, алмазов, угля, меди и марганца. Заморские монополии получают огромные прибыли. Источник их — эксплуатация дешевого труда африканцев. Эта эксплуатация позволяет также и местной буржуазии европейского происхождения накапливать значительные капиталы. Верхушка местной буржуазии тесно связана с иностранными финансовыми кругами.
В основу всех законов ЮАР положены дискриминация и ненависть к людям с темной кожей. В промышленности африканцы выполняют самую тяжелую низкооплачиваемую работу, доступ к квалифицированной работе фактически им запрещен. Даже в том случае, если африканец выполняет квалифицированную работу, он получает более низкую заработную плату, чем белый рабочий.
Южноафриканский фермер, как правило, европеец. Он жестоко эксплуатирует батраков-африканцев. Условия жизни батраков так тяжелы, что даже нуждающиеся из коренных жителей избегают добровольно наниматься к фермеру. Владельцам ферм приходится прибегать к помощи полиции. Под предлогом нарушения африканцами «правил поведения черных» полицейские производят массовые аресты. В суде дела обвиняемых африканцев разбираются в порядке «скорострельной юстиции», по
В хозяйствах белых фермеров работает много подростков. Одетые в лохмотья, прикрываясь мешками от ливня, ребята ждут грузовика, который отвезет их в поле.
Африканским девочкам — семилетней Попи Вилакази и восьмилетней Норе Чилвана — приходится работать на ферме белого хозяина близ Дэвейтона. Попи разворачивает носовой платок, чтобы показать корреспонденту газеты свой жалкий заработок.
200—300 дел в день. Приговор, как правило, один и тот же: несколько месяцев принудительного труда на ферме у белого хозяина.
Земля в сельских местностях распределена так, что африканцы, составляющие 85% сельского населения Южно-Африканской Республики, владеют всего лишь 12,5% земельной площади, а большая часть земли (87,5%) захвачена европейскими фермерами, т. е. 15% сельского населения.
В ЮАР много крупных и мелких городов. Они связаны железными и шоссейными дорогами. На всем материке только ЮАР имеет густую сеть железных дорог: ее протяженность около 26 тыс. км. Города в этой стране большие и красивые. 75% городского населения — европейцы. Столицу ЮАР—Преторию называют «цветком Трансвааля». Город утопает в садах. Здесь местопребывание правительства. Парламент страны находится в Кейптауне, куда во время сессий переезжает все правительство. Африканцам разрешается жить только в пригородных трущобах — бидонвиллях, где дома построены из старых ящиков и банок из-под консервов. В окрестностях Претории и Иоганнесбурга есть так называе-
441