Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

вое неравенство, были и такие, как, например, искренность, скромность, осуждение ханжества. Но с течением времени господствующие клас­сы стали всемерно развивать и использовать наиболее реакционную сторону конфуцианства, а именно проповедь покорности властям, не­зыблемость существующего порядка и общест­венных отношений.

Заветы Конфуция стали преподноситься на­роду как религиозные заповеди в такой, на­пример, упрощенной форме: «шесть неизмен­ных норм отношений», «три вида непочтитель­ного отношения к старшим» и т. д. Среди миро­вых религий и учений о поведении людей кон­фуцианству, пожалуй, нет равного по деталь­ной регламентации каждого шага человека от рождения до смерти. Конфуцианство считалось в Китае официальным государственным куль­том до падения режима Чан Кай-ши в 1949 г.

Одна из особенностей истории Китая — дли­тельный период средневековья. Феодальные от­ношения господствовали в Китае более 2000 лет, что не могло не отразиться на судьбе страны в периоды новой и новейшей истории.

В эпоху феодализма Китай вступил раньше многих стран. И это обстоятельство позво­лило китайскому народу достичь высокого уровня техники и культуры в давние времена. В течение ряда столетий он шел впереди мно­гих народов мира по уровню материальной и духовной культуры. Такое положение сохра­нялось до XIII—XIV вв. Но примерно с XV в. начало обнаруживаться отставание Китая сна­чала от некоторых, а затем и от большинства передовых государств мира. В то время, когда в XVII и XVIII вв. по многим странам Европы прокатилась волна буржуазных революций, утвердилась эпоха капитализма с ее машинной техникой, феодальный строй в Китае, основан­ный на ручном, примитивном труде, оставался незыблемым.

Длительному сохранению власти феодалов способствовало своеобразие аграрного строя Китая и организации городского ремесла, кото­рое обусловило необыкновенную прочность на­турального хозяйства, т. е. хозяйства, которое, соединяя земледелие и ремесло, само обеспе­чивало себя всем необходимым и поэтому было крайне слабо связано с окружающим миром. Боль­шую роль в этом сыграла и особая прочность политической надстройки — государства феода­лов, освященного многовековой традицией, ис­пользовавшего многочисленное чиновничество и выработанные веками искусные средства поли­тического и духовного порабощения масс.

Задерживали развитие страны постоянные опустошительные набеги на Китай кочевых пле­мен и народов, особенно северных кочевников. В X в. на Китай напали тангуты и кидани, в XIII в.— монголы. Страна почти столетие находилась под властью монгольских прави­телей. Особенно тяжелым было нашествие пле­мени маньчжуров. В середине XVII в., почти в то же время, когда в Англии произошла бур­жуазная революция, полчища маньчжуров втор­глись в столицу Китая Пекин и вскоре захватили весь Китай. Маньчжурские властители вос­седали на императорском троне в Пекине бо­лее 260 лет, до революции 1911 г.

С господством маньчжуров была связана ставшая легендарной замкнутость Китая.

Маньчжурские завоеватели, стремясь со­хранить свое господство над более культурными китайцами, решили «закрыть» Китай. Под стра­хом смертной казни они запретили строить большие корабли, на которых можно было ухо­дить далеко от берегов Китая, запретили ино­странным судам заходить в китайские порты. Страна оказалась искусственно отрезанной от развивавшихся передовых стран. Китайские ученые и сановники довольствовались средне­вековыми сведениями о мире. Когда в конце XVIII в. к пекинскому двору прибыла первая английская миссия, маньчжур-император Ки­тая закончил ответное письмо королю Англии традиционным изречением, принятым в обра­щении с вассалами Китая: «Трепеща повинуй­тесь и не выказывайте неповиновения».

Во второй половине XIX в. к преградам, ко­торые ставил феодализм на пути китайского на­рода к прогрессу, добавился гнет иностранного капитала. В 40—60-х годах XIX в. Англия и Франция силой вынудили правителей Китая подписать неравноправные договоры, предо­ставляющие иностранным державам различные права и привилегии.

К концу XIX в. Китай оказался поделен­ным на так называемые сферы влияния. Под видом аренды у Китая империалисты захватили важные торговые и военные порты, концессии на строительство железных дорог, шахт и руд­ников. К началу XX в. иностранные державы через свои банки при помощи займов добились новых неравноправных договоров, установили контроль над финансами страны, захватили ключевые позиции и в других областях эконо­мики Китая. Опутанное займами маньчжурско-цинское правительство (маньчжурская ди­настия называлась Цин) стало послушным слу­гой иностранных капиталистов. Китай стал

280