борьба между рабочим классом и буржуазией. Ослабление, разложение и распад капитализма будут неудержимо развиваться до окончательного крушения капитализма, когда во всем мире восторжествуют социализм и коммунизм. В этом сущность кризиса современного капитализма.
Главная черта капитализма на последнем его этапе — всевластие монополий, т. е. крупных капиталистических объединений, господствующих в одной или нескольких отраслях экономики и распространяющих свое влияние на политическую жизнь.
100 самых крупных компаний США и 100 монополий других империалистических стран держат в своих руках почти треть мирового капиталистического производства. Монополистические гиганты владеют десятками крупных заводов и фабрик. Так, крупнейшей американской автомобильной и авиационной компании «Дженерал моторс» принадлежит 128 заводов, фирме «Дженерал электрик» — 175, химическому объединению «Дюпон де Немур» — 78. Кучка представителей крупного капитала — тесно связанных между собой миллиардеров и миллионеров — распоряжается всем богатством капиталистического мира, господствует над всей жизнью наций. В каждой буржуазной стране эта финансовая олигархия объединяет несколько десятков семейств, связанных между собой родственными и деловыми узами. Влияние монополий выходит за рамки одной страны. Американской автомобильной фирме «Форд», например, принадлежат многочисленные заводы не только в США, но и за границей: в Англии, Западной Германии, Японии, Австралии.
Откуда взялись монополии? Они образовались в результате жестокой конкурентной борьбы между капиталистами, в ходе которой крупные хищники побивали слабых. Господство монополий разоряет многие тысячи мелких и средних предприятий, которые не в состоянии выдержать конкуренцию с этими гигантами. Большинство таких мелких предприятий теряет свою самостоятельность: они либо поглощаются монополистическими, фирмами, либо вынуждены сотрудничать с ними на условиях, выгодных монополиям.
Цель деятельности монополий не развитие экономики в интересах общества, всего народа, а получение возможно больших прибылей для крупных капиталистов, усиление их власти и влияния. Эти узкокорыстные интересы монополистической верхушки находятся в вопиющем противоречии с характером, который приняло современное капиталистическое производство. Ведь на каждом из монополистических предприятий заняты тысячи, а то и десятки тысяч людей. Продукция этих предприятий в конечном счете рассчитана на массовый рынок. Предприятия, как никогда раньше, связаны тесными узами, зависят друг от друга. Иными словами, капиталистическое производство носит общественный характер, а результаты труда многих присваиваются кучкой капиталистов. Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения и есть коренное противоречие капитализма. На его основе возник общий кризис капитализма, поразивший эту систему от основания до вершины: его экономику, общественный строй, политику, идеологию и культуру.
Современный капитализм характеризуется также переходом от монополистической к государственно-монополистической форме. И прежде буржуазное государство проводило политику класса капиталистов, но теперь оно еще активнее участвует во всех областях экономической деятельности в интересах монополий. Так происходит сращивание монополий с государством. Это проявляется также в непосредственном участии деятелей финансового капитала в государственном управлении всех капиталистических стран без исключения. Экономическое господство монополий дополняется их политической властью.
Государственно-монополистический капитализм означает также использование монополиями государственного аппарата для подавления политической и экономической борьбы трудящихся. Правительства препятствуют стачечной борьбе, деятельности профсоюзов и политических партий рабочего класса. Правящие круги капиталистических стран используют разные средства для достижения этой цели, но их можно свести к двум основным формам. Это, во-первых, «законные» методы: органы власти решают трудовые конфликты в пользу капиталистов, опираясь на антирабочее, антидемократическое законодательство (как, например, в США, Англии, Западной Германии, Японии). Во-вторых, это террор и массовые репрессии, особенно широко применяемые в Испании, Португалии.
Почти во всех буржуазных странах государственно-монополистический капитализм сочетает обе эти формы классового господства.
Многие предприятия и целые отрасли промышленности перешли в собственность госу-
66