похожими на мрамор. Чем же объяснить это? И Геттон высказал предположение, что базальт образовался из застывшего огненно-жидкого расплава. Поэтому соприкасавшиеся с ним известняки под влиянием нагрева и под большим давлением пластов превратились в мраморовидную горную породу. Но если так, то в соприкосновении и с другими, сходными с базальтом кристаллическими горными породами, например с гранитом, известняк должен претерпевать такое же изменение. И вот Геттон стал искать жилу гранита, прорезающую толщу известняков. Он долго бродил по горам Шотландии, пока ему удалось увидеть, что в соприкосновении с гранитом известняк действительно превратился в мрамор.
Так Геттон доказал, что не только базальт, но гранит и другие кристаллические горные породы произошли от застывания огненно-жидких расплавов, подобных лаве, изливаемой вулканами. О своих наблюдениях он написал сочинение «Теория Земли», сделавшее известным его имя. Учение Геттона получило название плутонизма (от имени древнегреческого бога — владыки подземного царства Плутона).
Последователи Вернера не придавали большого значения действию вулканов в изменении земной коры и настаивали на осадочном происхождении всех горных пород. Тогда между сторонниками двух различных мнений о происхождении горных пород началась борьба. Дальнейшие наблюдения подтвердили, что Геттон и его последователи были правы, утверждая что кристаллические горные породы образовались из расплавов магмы.
Русские геологи не принимали большого участия в этом споре. Они еще со времени М. В. Ломоносова правильно объясняли происхождение горных пород.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТА ОСАДОЧНЫХ ГОРНЫХ ПОРОД
В XVIII в. еще никто не задумывался над «возрастом» горных пород. Считалось, что в каждой местности можно определить, какие слои старше, по тому, как они залегают относительно друг друга: чем глубже слой, тем он древнее.
Но как сравнить возраст пластов разных местностей, никто не знал. Эту трудную задачу разрешил английский землемер Вильям Смит (1769—1839). В течение 20 лет он про-
водил каналы в различных частях Англии. Во время работы Смит много раз находил окаменелые раковины в пластах песчаника, сланцев и глин. Внимательно изучая находки, он отметил, что в удаленных одна от другой местностях встречаются пласты с одинаковыми окаменелостями, а в одной и той же местности на различной глубине — раковины, принадлежавшие различным моллюскам. После долгого изучения этих находок он пришел к выводу, что относительный возраст слоев можно определять по заключающимся в них окаменелостям: если в двух пластах из разных местностей встречаются одинаковые, так называемые «руководящие», окаменелости, значит, пласты отложились в одно и то же время. Вот как писал об этом Смит:
«Все пласты последовательно осаждались на дне моря, и каждый из них содержит в себе
Джемс Геттон.
остатки организмов, которые жили во время его образования; в каждом пласте наблюдаются свои собственные окаменелости, и по ним-то в известных случаях можно установить одновременность образования горных пород различных местностей».
Так землемер Смит своими долголетними наблюдениями дал новое направление геологической науке.
Открытие Смита воодушевило геологов, которые принялись за изучение морских и пресноводных отложений, слагающих земную кору. Относительный возраст горных пород определяли по встречающимся в них окаменелым раковинам моллюсков и другим остаткам древних животных. Геологи уже могли по найденным в пластах раковинам и костям разделить
373