жуазные нации: английская, французская, позднее — немецкая, итальянская и др. Капиталисты ранее развившихся буржуазных наций подчинили себе народы экономически отсталых стран в Азии, Африке и Америке, превратили эти страны в свои колонии.
Закабаляя народы колониальных стран и угнетая малые народности (национальные меньшинства) в своих собственных странах, капиталисты господствующих наций мешали порабощенным народам развивать свое хозяйство и культуру, обрекали эти народы на отсталость. Не смогли, например, стать нациями при капитализме многие народы и в царской России.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции и уничтожения капитализма в нашей стране возникли и развились новые, социалистические нации. Они коренным образом отличаются от старых, буржуазных наций: это нации без капиталистов, состоящие только из рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, нации активных строителей коммунизма.
Одни социалистические нации развились у нас из прежних буржуазных наций старой России — русской, украинской, армянской, грузинской и т. д. Другие социалистические нации в нашей стране образовали народности и группы племен: казахи, узбеки, туркмены, киргизы, таджики, якуты, татары, удмурты и др. После второй мировой войны социалистическими нациями стали поляки, чехи и другие народы стран народной демократии, строящих социализм.
Каждая этническая группа, возникшая в различные периоды истории,— роды, племена, племенные группы, народности и нации — всегда имела свой общий язык, понятный для всех людей этой группы. Роль языка для объединения людей очень велика. Сперва возникали племенные языки; затем, при образовании народности, язык одного из племен становился основой общего языка народности. Развиваясь, языки народностей превращались в общий язык нации. При этом языки часто смешивались и влияли друг на друга, перенимались отдельные слова, выражения, а иногда и грамматические особенности. Бывало, что при расселении народов из одного языка образовывался ряд других.
Каждый народ говорит на своем национальном языке. Но случается, что разные народы говорят на одном и том же языке; американцы США и англичане говорят на английском; немцы и австрийцы — на немецком; испанцы, кубинцы, мексиканцы, чилийцы pi аргентинцы — на испанском; португальцы и бразильцы — на португальском.
Происходит это чаще всего в том случае, когда часть какого-либо народа переселяется в чужую страну и там, смешавшись с прежними обитателями этой страны, передает им свой язык. Так получилось почти во всех странах Америки: их завоевали англичане, испанцы и португальцы.
Иногда территория распространения какого-либо языка оказывается разделенной между двумя государствами. В каждом из них внутренние экономические и политические связи приводят к образованию особой нации, хотя язык у них остается общим (немцы и австрийцы, аргентинцы и чилийцы).
У каждого народа в языке попадаются особые местные слова и выражения, различия в произношении и в употреблении отдельных слов и оборотов. Например, немцы в южной части Западной Германии — в Баварии — говорят иначе, чем на севере страны — в Гамбурге. Такие разновидности одного и того же языка в разных областях одной страны называются наречиями или диалектами, а еще более дробные подразделения диалектов — говорами.
В русском языке, например, различают два основных диалекта: северорусский «окающий» и южнорусский «акающий».
Ученые-языковеды объединяют языки, родственные по происхождению и сходные между собой, в языковые семьи. Семьи подразделяют на группы и подгруппы языков.
Казалось бы, что общего между речью русского и немца, итальянца и перса (жителя Ирана)? Однако все эти языки — родичи, хотя и довольно отдаленные — как бы троюродные братья. Все они принадлежат к индоевропейской семье языков.
Исследования ученых показали, что в индоевропейских языках можно проследить общие корни многих основных слов. Например, русское слово «брат», немецкое «брудер», итальянское «фрателло», персидское «бирадэр» явно, имеют общее происхождение.
Еще важнее, чем наличие общих корней слов, сходство грамматического строя. Так, например, языки индоевропейской семьи боль-
275