всему лику Земли, оно упорно трудится, и труд этот многое изменил на поверхности нашей планеты, наложил неизгладимую печать на ее облик.
Можно ли представить себе земной шар без гигантских многомиллионных городов, бесчисленных сел и деревень? Без огромных промышленных предприятий? Без обширных полей, раскинувшихся на месте сведенных лесов или распаханных степей? Без сложной сети железных и шоссейных дорог? Без каналов и водохранилищ, столь обширных, что их, хотя это неточно, даже называют «морями»?
Конечно же, нельзя! Все это давно стало неотъемлемыми чертами земного лика.
Но простое перечисление грандиозных творений человеческих рук и человеческого разума еще не дает представления о масштабе воздействия человека на природу.
Бесчисленны реки земного шара! Только в Советском Союзе насчитывается свыше 150 тыс. рек.
И все они — большие и малые — стремятся к океану или в обширные впадины, а в пути размывают горные породы, подхватывают мелкие частицы глины, песка... Чтобы представить себе, сколько вот такого вещества — его называют твердым стоком — выносят реки в океан, нужно вообразить себе фантастических размеров куб, высота, длина и ширина которого равны примерно пятнадцати километрам; это означает, что верхняя грань этого куба будет находиться выше самых высоких облаков!
По всему земному шару рассеяны рудники, шахты, металлургические предприятия, повсюду ведутся земляные работы... И в результате человек ежегодно выносит на поверхность такое количество различных горных пород, что оно всего лишь в три раза меньше общей суммы твердого стока всех рек Земли!
На земном шаре известно более 600 действующих вулканов. Извержения их происходят неодновременно, но достаточно часто. Вулканы выносят на поверхность планеты большие массы глубинных пород.
А люди, чтобы жить, распахивают землю и засевают поля пшеницей, кукурузой и другими сельскохозяйственными культурами. И при этом они ежегодно перемещают массу почвы, в три раза превосходящую количество всех вулканических продуктов, поступивших за это же время из глубины на поверхность.
Самая крупная река Европы — Волга, и она уже подчинилась человеку: плотины гидроэлектростанций, за которыми разлились водохранилища, резко изменили ее режим. Рыбинское водохранилище на Волге всего лишь в два раза меньше такого большого озера, как Онежское...
Приведенных примеров уже достаточно, чтобы ответить на поставленный нами вопрос: да, людей уже так много на Земле и техника их так могуча, что они, добывая средства существования, изменяют природу в планетарном масштабе.
Это очень важное обстоятельство, и оно налагает особую ответственность на такую науку о земном шаре, как физическая география.
Почему?
Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, давайте послушаем рассказ советского путешественника, посетившего на корабле «Витязь» о-в Рождества в Индийском океане. Остров этот, так же как и некоторые другие островки, очень богат ценным удобрением — фосфатом, который добывается там иностранной капиталистической компанией. Но предоставим слово очевидцу. «Тысячелетиями природа трудилась над тем, чтобы создать эти «кладовые»,— рассказывает путешественник об островке. — Извечная система пассатных ветров, увлекая за собой поверхностные воды, образует могучие течения — реки в океанах и подобно гигантскому насосу поднимает из холодных глубин воды, богатые солями фосфора и азота. В верхних слоях океана, пронизанных солнечным светом, массами развиваются мельчайшие водоросли — растительный планктон. На этих пастбищах откармливаются бесчисленные стаи рыб. Издалека слетаются миллионы птиц охотиться на рыб.
На протяжении многих веков, поедая рыб, птицы оставляли на острове свой помет, заполнявший все расщелины и углубления среди известковых скал. Жаркий климат быстро высушивал помет, превращая его в прочную горную породу. Позднее все это скрыл буйный тропический лес.
Крутая горная дорога ведет к разработкам. Взбираемся по ней. По пути встречаем бульдозеры — они уничтожают лес, чтобы очистить площадь для добычи фосфатов. Под ножами машин один за другим падают огромные стволы. А дальше, на верхнем плато, десятки экскаваторов выбирают ценнейшие удобрения из «карманов» известковых скал. Там, где прошли машины, все живое уничтожено. Точно бесчисленные «зубы» торчат голые известковые скалы, лишенные почвы, травы, кустарников, деревьев.
268